[an error occurred while processing the directive]

Евдокс Книдский - поклонник гармонии и соразмерности

Евдокс Книдский – еще одно подтверждение того, сколь много мы утратили со времен древности. Его имя прославлено и по сей день: в честь знаменитого ученого названы кратеры на Луне и на Марсе - в благодарность за основание астрономии как науки, за интерес к жизни космических тел и за то, что его открытия так и не потеряли актуальности с ходом времени.

Евдокс Книдский - поклонник гармонии и соразмерности

Это ученый – интеллектуал, в мировоззрении которого сочетался интерес одновременно ко множеству сфер деятельности: к математике, механике, астрономии, медицине, философии, музыке, ораторскому искусству, юриспруденции.

Биографические сведения

Евдокс Книдский (приблизительно 408 - 355 гг. до н. э.) был очень заметной фигурой древности – его имя часто упоминается античными авторами, в числе его последователей - Каллипп, Менехм и Динострат, а школа, основанная Евдоксом, стала целой эпохой в науке.

Он родился и жил в Книде, в юго-западной части Малой Азии. В истории, увы, не сохранилось подробностей его биографии – основным источником сведений являются работы Диогена Лаэртского. Известно, что Евдокс обучался медицине на своей родине, знаменитой в то время сильной медицинской школой, потом увлекся математикой (его учителем стал итальянский последователь Пифагора Архит), а впоследствии поехал в Афины, где посещал лекции софистов и в 23-летнем возрасте вошел в число учеников новской Академии. Вероятно, Евдокс был любителем путешествовать: он около года прожил в Египте, где не только занимался научными штудиями, изучая в Гелиополе астрономию, но и выполнял дипломатическую миссию. Увлечение геометрией и астрономией увенчалось основанием в г. Кизике собственной научной школы. В Академию Платона Евдокс вернулся во второй раз уже как человек с солидной репутацией (предположительно, в 368 г. до н. э.), в окружении собственных учеников и последователей, и стал там преподавателем и неизменным участником философских диспутов. В конце жизни он возвратился к себе на родину, был окружен подлинной славой: он создал целый свод законов и учредил учебное заведение, где выступал с лекциями по философии и астрономии. Согласно сведениям Диогена Лаэртского, у Евдокса остались три дочери и сын Аристагор.

Исследования в области астрономии

Не будет преувеличением сказать о том, что Евдокс фактически основал теоретическую астрономию как сферу научного знания. В Кизике ученый выстроил обсерваторию, где впервые стали вестись регулярные наблюдения за небесной сферой. Благодаря ему, впервые в Древней Греции был издан звездный каталог.

Математические открытия Евдокса

Древние ученые мудро полагали, что мир целостен, и науки сложно разделить между собой. Так, неразрывными оказались астрономия и геометрия (к примеру, теория сфер Евдокса затрагивала обе отрасли знания).

Математические открытия Евдокса

О мировоззрении Евдокса мы можем судить по отрывочным сведениям о нем из работ современников (Диогена Лаэртского, Аристотеля, Платона). Базовой идеей философии Евдокса было убеждение в целостности и гармоничности мира, воспринимаемого органами чувств, в соразмерности и гармоничном соотношении его составляющих. Чувственное познание приравнивалось к способности умозаключений. Отказываясь от чистого идеализма платоновской философии, Евдокс считал, что идеи и вещи неразрывно связаны между собой, и с этой точки зрения представляют собой целостность. Эти тезисы были критически восприняты Аристотелем (трактат «Об идеях», «Метафизика»).

Этическая сторона воззрений Евдокса также вызывала споры, еще во время философских диспутов в Академии. Евдокс считал, что все сущее априори стремится к получению удовольствия, а антитезой удовольствию является страдание. Страдание – это разрушение соразмерности и гармонии, удовольствие же – равновесие, симметрия, четкость и равномерность пропорций. И тяга к этой гармонии вполне естественна для всего сущего. Что касается платоновского мира идей, этого «второго плана» бытия, то Евдокс считал, что в природе все находится в имманентной связи, и сама природа являет собой идеальный пример соразмерности и равновесия.

Конечно, если бы сведения о древнем ученом были полнее, возможно, мы не только бы обогатили наши знания о его жизни и судьбе, но и сама наука развивалась бы динамичнее. Этот мудрец и кропотливый исследователь оставил после себя столько догадок и открытий, что их с лихвой хватило вплоть до 19 века, и это при отсутствии оригиналов его трудов.

Статьи по теме

Диоген Лаэртский

Пифагор - философ и математик

Аристотель - математика в философии

Платон: философ и математик из царского рода

Учёный Клавдий Птолемей - имя, окутанное тайной