[an error occurred while processing the directive]

Секст Эмпирик - последний из скептиков

Секст Эмпирик – древнегреческий ученый и философ II в. н.э., последователь античной школы скептицизма. Собрал и систематизировал идеи скептиков раннего периода. Считается одним из последних античных скептиков. Его сочинения занимают почетное место среди наследия древнегреческой философии, являясь уникальными историческими документами и ценными литературными памятниками.

Секст Эмпирик

Врач и последний скептик

Точных биографических данных о Сексте Эмпирике (греч. Σέξτος Εμπειρικός, лат. Sextus Empiricus) почти не сохранилось. Известно лишь, что философ жил во второй половине II в. н.э., предположительно в Афинах и Александрии. Нет достоверных сведений о времени и месте его рождения, национальной принадлежности, семье и обстоятельствах смерти.

Слово «эмпирик», содержащееся в имени философа, указывает на то, что он профессионально занимался медициной. В те времена так называли всех практикующих врачей. В дальнейшем эта приставка стала неотъемлемой частью имени Секста. Некоторые исследователи называют учителем Секста Эмпирика некоего Геродота Тарского. Тот, в свою очередь, был слушателем Менодота Никомедийского, одного из самых известных врачей эмпирической школы. Есть версии, что помимо медицины Секст Эмпирик занимался астрологией и исповедовал атеистические взгляды, а его учеником называют некоего Сатурнина Кифена.

Секст Эмпирик был последователем скептического учения (от греч. σκεπτικός - исследующий, рассматривающий). Это философское направление возникло в IV в. до н.э., его основателем считается древнегреческий мыслитель Пиррон из Элиды. В начале новой эры для сторонников учения Пиррона было характерно совмещение идей скептицизма и врачебной практики. Несмотря на то, что Секст не высказывал оригинальных философских идей, его сочинения оставили заметный след в истории философии, поскольку во многих случаях являются практически единственным источником сведений о том или ином античном мыслителе или учении.

Главные философские сочинения

В своих текстах Секст Эмпирик собрал и четко структурировал наследие предшественников, скептиков раннего периода, а также подверг критике философов сторонников других школ. Критикуя и опровергая, он подробно излагает их взгляды. Таким образом до нас дошли отрывки из не сохранившихся произведений Демокрита, Гераклита, Ксенофана и других мыслителей античности. Перу Секста Эмпирика принадлежит два цикла сочинений, оба написаны на греческом языке.

Первый цикл содержит 11 книг. В первых шести книгах, объединенных общим названием «Против ученых», философ подвергает критике науки, включенные в состав общего образования, начиная с эпохи эллинизма: грамматику, риторику, геометрию, арифметику, астрологию и музыку. Следующие пять книг называются «Против догматиков» и содержат в себе критику трех разделов ортодоксальной философии (эпикурейская и стоическая школы и т.д.): опровержение логики (1-2 кн.), физики (3-4 кн.), этики (5 кн.)

Второй цикл называется «Пирроновы положения» и состоит из 3 частей. В этом сочинении Секст Эмпирик детально раскрывает метод и сущность скептического учения, педантично систематизирует идеи, выдвинутые мыслителями более раннего периода, проводит сравнение скептицизма с другими философскими направлениями, подробно рассуждает о физической стороне жизни, боге, числах, времени, искусстве и т.д.

Суть скептического учения

Согласно Сексту Эмпирику, целью скептической философии является достижение абсолютной невозмутимости, душевного спокойствия, обозначаемого термином «атараксия» (греч. αταραξία). Истинному скептику неизвестно чувство волнения, страдания, привязанности или любви; он одинаково безучастен ко всем явлениям. Основным принципом скептицизма выступает «изостения» (греч. ισοσθένεια), т.е. равнозначность отрицания и утверждения, равновесие противоположностей, уравнивание истины и лжи.

Противопоставляя себя догматикам, высказывавшим определенные постулаты (догмы), скептики допускают существование противоположных мнений, поэтому называют себя «ищущими». Они убеждены, что человеку дано наблюдать само явление или вещь, таким, каким оно только кажется, но не дано постичь его постоянно изменяющуюся сущность. А раз все равно не дано, то ни к чему и углубляться в это; скептикам безразлична эта непостижимая суть.

Однако это вовсе не значит, что в реальной жизни сторонники скептической философии сильно отличаются от обычных людей. Они так же живут, размышляя и действуя сообразно ситуации, сталкиваясь с повседневными проявлениями добра и зла, просто отказываются выражать об этом свое мнение. Ничего не утверждая и не отрицая в категорической форме, скептики «воздерживаются» от любых суждений (греч. ἐποχή). Аргументы в пользу подобной позиции воздержания от категоричных высказываний они называют скептическими тропами (греч. τρόπος). Согласно скептикам, все в мире относительно, поэтому никакая философская система не может быть доказана. В том числе и скептическая.

Секст Эмпирик говорил о бесконечности доказательства: любое из доказательств основывается на каких-то предпосылках, которые в свою очередь необходимо доказать и т.д. Философ был противником любой активной общественной деятельности, выступал за отказ от политики и подчинения установившимся традициям. В сочинениях Секста Эмпирика исследователи выявляют начальные формы логики, которая впоследствии ляжет в основу идеи математической теории вероятности. Переведенные на латынь тексты философа получили широкую известность во второй половине XVI в. Их влияние прослеживается в работах М. Монтеня, Ф. Ламот-Левайе, П. Бейля, Дж. С. Милля и других философов нового времени.

Статьи по теме

Демокрит - жизнь без случайностей

Гераклит Эфесский: жизнь, смерть и философия основоположника диалектики

 

Калькулятор онлайн