[an error occurred while processing the directive]

Об играх логики и логике игры

Вначале было место, и место было Зачарованным Лесом, где Забывчивая Алиса встретила Единорога и Льва. Это была еще та сладкая парочка. Алиса немедленно задалась вопросом: какой нынче день недели?

Об играх логики и логике игры

Лев, Единорог и Забывчивая Алиса.

Вначале было место, и место было Зачарованным Лесом, где Забывчивая Алиса встретила Единорога и Льва. Это была еще та сладкая парочка. Алиса немедленно задалась вопросом: какой нынче день недели?

Вначале было место, и место было Зачарованным Лесом, где Забывчивая Алиса встретила Единорога в компании со Львом. Это была еще та сладкая парочка. Лев имел обыкновение говорить правду лишь по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям. Всю первую половину недели он врал, как сивый мерин. Единорог был не менее оригинален. Он врал с четверга по субботу, все остальное время был правдив, как спектральный анализ. Конечно, встретив их, Алиса немедленно задалась вопросом: какой нынче день недели?

- Вчера я лгал, - заявил Лев.
- Вчера и я лгал, - добавил Единорог.
- Значит, сегодня четверг! - обрадовалась Алиса.

Эта задача из книги Раймонда Смаллиана, одна из простейших загадок на логику. Решить ее можно, на секунду прикрыв глаза. Но мы рассмотрим ее подробно, так как внутренняя логика у всех подобных загадок одинакова, и стоит один раз ее постичь, все остальное будет волшебно просто!

Нарисуйте табличку из двух строк для Л - (льва) и Е - (единорога), где плюсами отметьте все дни недели, в которые странные твари лгали. Сначала отбросим тот день недели, который никак не мог быть сегодняшним – воскресенье. Ведь в этот день оба зверя говорили правду. А затем методично проработаем все варианты, держа в уме, что один из зверей солгал, а другой был правдив. Опробуем на правдивость сначала Льва, а затем – Единорога.

Правильный ответ у этой задачи только один: Лев сказал Алисе правду, Единорог солгал, а вчерашний день был, без вариантов, средой. Конечно, конкретно для этой задачи такой тщательный и затратный поиск решения излишен, она слишком проста. Но шаблон запомните - пригодится.

Вот еще одна загадка на логику, чуть посложнее: кот сидит у пяти норок. В одной из них прячется трусливая мышь. Кот сует лапку в норку, и, после неудачной попытки, трусливая мышь выскакивает из норки, где она пряталась, и ныряет в соседнюю (правую или левую). Вопрос: как коту точно прижучить трусливую мышь? Куда и в каком порядке совать свою бархатную лапку с острыми когтями? (Только одну! Умники и умницы, предлагающие коту ловить двумя, увлекшись математикой, забывают о физике: коту ведь как-то стоять нужно).

Это очень хорошая задача. Классический ответ на нее: 234234 (432432) . Но она бы не была такой прикольной, если бы имела только один ответ. Поищите свой. Для этого нарисуйте (можно мысленно) пять клеток, поместите мышь в первую, потом во вторую - и побудьте котом. Адски нудно! Но, побыв некоторое время придурком, вы вдруг поймете, что начали видеть сетку!!!

В двух этих задачах все сводится к простой проработке всех возможных вариантов, апробации их на нужные условия, и поиску того, который гарантированно даст результат. Если решений несколько, лучшим считается то, где результат достигнут меньшим количеством ходов. Очень… по машинному, не находите? Поэтому за логические игрушки так ухватились программеры. Задачки на логику и компьютер подошли друг к другу как палец – и отлитое по мерке кольцо. Чего стоит один «Сапер»!

Сапер ошибается только раз.

Поднимите руку те, кто НИКОГДА не играл в «Сапера»… А теперь кто играл, но никогда не выигрывал? Лес рук! А вот не надо бездумно по клеткам щелкать, полагаясь лишь на удачу. Настоящие саперы, между прочим, никогда так не делают!

Если вы решили задачу про Алису и справились с котом и мышью, то «Сапер» должен вам покориться 100%, ведь это всего лишь следующая ступень той же лестницы. Только сетка уже не в две ячейки, а в девять. А логика осталась та же, правда сейчас в дополнение к логике нужно чуть-чуть удачи, ровно столько, чтобы, сделав первый ход, не попасть сразу на мину.

Итак:

Ход 1: Клик на любой клетке поля, но опытные саперы советуют начинать от угла. При хорошем ветре открывается даже не клетка, а несколько клеток с цифрами. А теперь – внимание: это не просто цифры, это карта минного поля! Почти совсем даже не зашифрованная. Цифры говорят, сколько мин вокруг, в радиусе одной клетки. Мысленно очертите зону в девять клеток, где восемь уже открыты - и сразу увидите, где спрятана мина.

Ход 2: Пометим закрытую клетку флажком и двигаемся дальше. Пометим все клетки, которые не вызывают сомнений, то есть в «зоне» из девяти клеток осталась одна неоткрытая. (Помните Забывчивую Алису: исключить воскресенье, то есть вариант, не вызывающий сомнений, чтобы, просто, «сбросить» лишнюю информацию, затрудняющую анализ).

Ход 3: Рассмотрим поле. У вас наверняка есть зона в 9 клеток вокруг цифры «2», и два флажка в ней уже стоят – значит, все остальные клетки можно спокойно открыть. Вот так потихоньку, просчитывая каждый шаг как настоящий сапер, доберемся до финиша.

Поймай кота!

Эта забавная он-лайн игра выросла из той же серии логических игрушек, что и «трусливая мышь» - только поле здесь шире. Примерно посередине, иногда дальше, иногда ближе сидит черный кот, который стремится убежать с поля. А вы должны его «запереть», ставя на его пути черные кружки. Здесь простого механического подсчета уже мало, нужна какая-никакая, а стратегия. И она у вас есть:

Ход 1: Вычислите самый короткий путь. Им кот и пойдет, логика у него машинная.

Ход 2: Не ставьте забор прямо перед носом кота, отступите на пару шагов, иначе он вас просто перегонит, следуя все той же незатейливой машинной логике: три направления дают преимущество перед одним.

Ход 3: Перекрывая край поля, ставьте метки через одну, чтобы успеть закрыть путь одним верным движением (здесь вам пригодится навык, наработанный в задаче с пятью норками и трусливой мышью). И будьте уверены – этот хвостатый умник от вас не уйдет.

Что мы имеем с гуся, не считая перьев?

Математику со всеми этими львами, котами и бомбами справится гораздо легче, чем простому смертному. Он прекрасно знает, что последовательность бывает либо прямой (от 1 до 10), либо обратной (от 10 до 1), но она никогда не бывает кривой, косой и зигзагообразной. Если последовательно проверять все возможные варианты, не пропуская ни одного, неважно, двигаешься ты от простого к сложному, или от сложного – к простому, рано или поздно ты наткнешься на тот, который окажется верным, никуда он от тебя не денется.

При некоторой тренировке можно научиться делать это очень быстро. Но решение логической задачи все равно останется «механическим» процессом, перебором вариантов и апробацией каждого на соответствие условиям. Интуиция тут может помочь разве в качестве штурмана – за руль ее пускать нельзя. В играх логики положиться на чутье – верный способ словить «мину».

Статьи по теме

Приемы, облегчающие устный счет и запоминание таблицы умножения

Математические игры и фокусы

Чем можно привязать Луну, если Земля перестанет ее притягивать ?

Было четыре, стало пять - как научить ребенка считать

Теория игр или Нобелевская премия за «кошки-мышки»

Большие числа - какие они числа-гиганты ?

Лента Мебиуса - загадка современности