[an error occurred while processing the directive]

Самые забавные и курьёзные единицы измерения

В нашем мире принято всё измерить, разложить по полочкам, занести в списки. Общепринятые единицы измерений объединяют мир больше, чем ООН. Если метры, килограммы и минуты с часами давно стали стандартом, то некоторые единицы измерения вызывают удивление и улыбки. Их непривычность не мешает при этом помогать людям в каких-то практических целях. И даже солидные учёные используют такие забавные, на первый взгляд, «измерители».

Самые забавные и курьёзные единицы измерения

Смут, попугаи и мартышки

То, что длину можно измерять ладошками, мы знаем с детства. И на всю жизнь запомнили, что длина среднего удава равна 38 попугаям и одному крылышку – для точности. Как альтернативная единица длины удава – слонята и мартышки. Их в удаве 2 и 5, соответственно. Любимый мультфильм – это забавно, но этот метод часто использовался и в реальной жизни.

Между Бостоном и Кембриджем есть мост с оригинальными метками через каждые 1,7 метра. В качестве эталона для них использовали в далёком 1958 году студента Оливера Смута. Он ложился на мост, а добровольцы из числа студентов через каждые десять «смутов» делали краской отметки. Шутка Смута и его друзей помогла в дальнейшем полиции определять места аварий на Гарвардском мосту. Длину моста зафиксировали в 364,4 смута и одно его ухо. А у первокурсников Массачусетского технологического института (MIT) возникла традиция ежегодно обновлять эти отметки. Шутки ради на середине моста они сделали надпись «половина пути в ад» (Halfway to Hell). И чтобы снять все сомнения нарисовали стрелку, прямо указывающую на родной институт. Кстати, это ровно 182,2 смута.

Интересно, что популярность смута стала столь велика, что Google Earth ввёл её в свою систему дополнительных измерений длины.

Дюйм, ячменное зерно и маковка

Далёкие предки англичан измеряли длину ячменными зёрнами. Об удобстве подобного метода спорить не будем: сколько же зёрен надо было выложить в метре? Само зёрнышко мало, всего 0,85 см. В классическом дюйме из королевской системы мер и весов три таких зерна. А милое название «маковка» - это четверть зерна. Вы думаете, что измерение в зёрнах нигде не применяется в наше время? А вот и нет! Размер обуви в Великобритании и США определяют с помощью этой меры длины. 13 размер равен 13 дюймам (33,28 см). Разница между размерами составляет одно зерно, то есть чуть меньше сантиметра.

Жиллет – лучше для лазеров нет

Привычная вещь, обыкновенное стальное лезвие. Лезвия Жиллет (Gillete) настолько качественны, что кто-то из учёных предложил измерять в них мощность лазеров. Лазер, который справится со стопочкой из трёх лезвий, имеет мощность в три жиллета. Одно «но»: зачем прожигать лазером хорошие лезвия? Использовать их по назначению, для бритья, гораздо эффективней.

Быстрый и точный, как Микки

Что общего у компьютерной мыши и легендарного ушастика Микки Мауса? Один «микки» равен самому короткому движению мыши. Это около 0,1 миллиметра. Компьютер фиксирует именно эту длину. Работа у учёных напряженная, вот они и решили расслабиться и пошутить. Название прижилось и запоминается даже детьми. Вы можете забыть биты и байты, а микки однозначно не выветрится из памяти.

«Вафельный домик» - показатель тревожности ситуации

На свете сотни миллионов сладкоежек, обожающих нежные вафли с кремом, ягодами и сиропом. Любители этого десерта в Америке знают, что сеть ресторанов «Вафельный домик» порадует их в любую погоду. Стабильность и надёжность вафельных ресторанчиков заинтересовала Федеральное Агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях США. День, когда люди не смогут полакомиться вафлями, приравнивается к введению режима оказания помощи населению. Только стихийное бедствие может угрожать работе кондитеров.

Индекс боли Шмидта (Стинга)

«Ой! Мамочка! Больно-то как, ужасно!» - эти вскрики сигнализируют, что человек испытывает болевой шок. Почти всё население планеты, за исключением редких счастливцев, страдало от укусов насекомых. Энтомолог Джастин Стинг Шмидт задумался о том, как измерить эту боль. Шкала боли у него получилась не очень длинная, всего от нуля до четырёх баллов. Укус комара, к примеру, это не боль, а лёгкое неудобство. «Цена» такого укуса равна нулю. Всем знакомые медоносные пчёлы и шершни держат позицию в середине шкалы. Укус осы рода Pepsis, охотницы на тарантулов, приравнен к «четвёрке». Люди при этом способны испытать болевой шок, потерю сознания. Тропический «муравей-пуля» вызывает запредельную боль, паралич на сутки и даже почернение на месте укуса.

Есть только миг...

Не верьте тем, кто обещает всё сделать мигом. Аргументированно сообщите им, что за 0,1 секунды это невозможно. Столько и длится миг по вычислениям учёных. «Момент» тоже не отличается продолжительностью, эта единица времени равна 90 секундам. Чемпионом среди минимальных отрезков времени можно считать «дрожание». Лишь самые точные приборы способны зафиксировать дрожание, которое длится 10 наносекунд. Кому важна такая точность? Поверьте, в атомной инженерии важна даже «мелочь», как дрожание. Потому что в атомной энергетике мелочей нет.

Банановый эквивалент

В бананах измеряют не сладость фруктов и не количество гормона радости. Съедая один банан, человек получает 0,11 мкЗв (микроЗивертам) радиоактивных изотопов. Доза мизерная и абсолютно никак не влияет на наше состояние. А ввели её как доказательство того, что всё живое на земле выделяет хоть ничтожную, но радиоактивность. За всю жизнь человек из разных источников (и из пищи) получает около 70 мЗв (миллиЗивертов). Сколько это в бананах? Тонны! Так что ешьте их без всякого опасения.

 

Мир, в котором мы живём, многогранен. Измеряя всё подряд, мы забываем о том, что вокруг нас может таиться много непознанного. И главная единица измерения – интерес к жизни и к тому, что нас окружает. Этим секретом в совершенстве владеют дети, а с годами мы почему-то забываем о нём. Интересно, а в чём измеряют удивление и радость?