[an error occurred while processing the directive]

Чаплыгин С. А. - Гениальный теоретик русской авиации

Чаплыгин Сергей Алексеевич - русский ученый, который самозабвенно трудился всю свою жизнь, несмотря на трагические события, происходящие в стране. Его провидческие научные работы в области математики и механики, а также теоретические основы будущей авиационной науки - это народное достояние России.

Чаплыгин Сергей Алексеевич

Великий ученый появился на свет 5 апреля 1869 года в Раненбурге, расположенном в современной Липецкой области. С.А. Чаплыгин был старшим ребенком в благополучной семье, отец Алексей Тимофеевич служил приказчиком, а мама Анна Петровна занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Счастливое детство закончилось, когда мальчику минуло два года, его отец тяжело заболел и вскоре умер. Через некоторое время Анна Петровна, молодая и привлекательная женщина, уступив настоянию родителей, во второй раз вышла замуж за фабричного служащего С.Н. Давыдова и переехала на новое место жительства в г. Воронеж.

По свидетельствам родственников будущий ученый с детства обладал поразительной памятью, много читал и любил считать, что в дальнейшем помогло ему блестяще сдать экзамены при поступлении в гимназию. В период обучения под влиянием своего преподавателя Пляписа он серьезно увлекается математикой. Сергей Алексеевич был лучшим учеником на курсе, что помогло ему получить репетиторство во многих зажиточных семьях, дети которых учились в той же гимназии. Обратив внимание на талантливого мальчика, участники педагогического совета постановили отменить его плату за обучение. В это же время отчим оставляет семью в весьма бедственном положении и Сергей становится главой семьи. Он вынужден совмещать учебу, платные уроки и помощь в ведении домашнего хозяйства матери. Однако это не мешает ему окончить курсы с отличием и осуществить свою мечту, став студентом физико-математического факультета в г. Москве.

Первоначально Чаплыгин ориентирован на математику, но, поддавшись влиянию гениального Жуковского, преподающего в вузе, молодой студент все больше увлекается механикой. Под руководством преподавателя он пишет дипломную работу, которая является его первым серьезным исследованием вопросов гидромеханики. За нее он получает золотую медаль от руководства университета. Несмотря на собственное бедственное положение, он продолжает помогать семье, регулярно посылая деньги. Окончив университет, Сергей Алексеевич остается при нем для подготовки к получению профессорского звания. Это становится возможным благодаря протекции Жуковского, обратившего внимание на незаурядные способности студента.

В этот же период Сергей Алексеевич женится на Е.В. Арно, в браке с которой у него рождается дочь Ольга. Историки приводят необычный факт, связанный с отношениями отца и дочери. Ольга мечтала быть балериной, а, потому прервав обучение на московских женских курсах, директором которых был отец, она поступила в филиал Большого театра. Являясь студенткой курсов, она неоднократно слышала про себя: "Это его дочь!". Через некоторое время Чаплыгин, находясь на ее успешном выступлении в гастрольном спектакле, услышал восторженный шепот: "Это ее отец!".

В 90-х годах 19-го века ученый заканчивают свою диссертацию, посвященную исследованию движений твердых тел в жидкости. Он преподает в родном университете, получив звание приват - доцента, и разрабатывает специально для студентов учебники по механике. Кроме того, Чаплыгин читает лекции на высших женских курсах, которые в последствии и возглавляет вплоть до 1919 года.

На стыке двух веков, он успешно совмещает преподавательскую и научную деятельность. За достижения в области изучения процессов движения твердых тел он получает высшую научную награду Академии наук г. Петербурга. Интересную судьбу имеет диссертация Чаплыгина "О газовых струях", значение которой было не понято современниками. Новаторский метод расчета плоских газовых потоков, предложенный в работе, стал самым эффективным за всю историю существования газовой динамики. В тот период авиация только зарождалась, а в работе рассматривались вопросы движения материи со звуковой скоростью. Интересно, что по прошествию 40 лет на гениальные идеи обращается должное внимание научного сообщества, они становятся опорными для авиационных конструкторов и разработчиков.

В 1911 году после жестоких правительственных репрессий против студентов Чаплыгин вместе с ведущими преподавателями уходит из московского университета. К работе со студентами он вернется только после революции. С 1920 года ученый работает вместе с Жуковским в Центральном аэрогидродинамическом институте, осуществляя руководство одним из его филиалов. Он курирует строительство конструкторского бюро института, многочисленных испытательных лабораторий и авиационного завода по производству самолетов.

Огромную ценность представляет цикл его работ, посвященный проблемам увеличения подъемной силы составного крыла. Ученый приходит к заключению, что крыло в форме дуги окружности, разделенное на две равные части и раздвинутое соответствующим образом, обладает большей подъемной силой. Эти выводы получили закрепление в труде: "Схематическая теория разрезного крыла" Заключительная работа "К теории открылка и закрылка", созданная вместе с его последователем Н.С. Аржаниковым, помогает решить важнейшую проблему будущей мировой авиации. Это открытие сделано в 1931 году, когда самолеты летали на небольших посадочных скоростях, а потому составные крылья, увеличивающие подъемную силу при небольшой скорости на посадке, были не нужны. В наши дни самолеты оснащены управляемыми закрылками и щитками, их создание стало возможным только благодаря передовым работам С. А.Чаплыгина.

Он проработал в ЦАГИ до самой смерти, направляя и курируя молодых специалистов более 20 лет. В тяжелое военное время Сергей Алексеевич отказался покинуть Москву, к которой близко подступили вражеские войска. Только, когда ЦАГИ был эвакуирован, он согласился возглавить строительные работы по созданию отделения института в Новосибирске. Ученый был уверен в победе нашей страны и отдавал все душевные и физические силы для ее наступления. Он умер 8 октября 1942 года в Новосибирске, не дожив до мирного времени о котором так мечтал. В последних записях найдены гениальные слова, отражающие его несгибаемый патриотичный дух: "Пока есть еще силы, надо бороться... надо работать".

Исследования русского ученого в аэромеханике оказали огромное влияние на формирование современного облика мировой авиации, они были успешно продолжены его последователями. Многие труды послужили научной базой для современной аэрогидродинамики. Созданный им эффективный метод приближенного решения дифференциальных уравнений, названный его именем, используется математиками в наши дни. В его честь на территории, принадлежащей ЦАГИ, установлен монумент, а родной город Раненбург ныне известен, как Чаплыгин. Талантливые молодые специалисты за новаторские работы в области механики награждаются премией имени С.А.Чаплыгина. Память о великом научном деятеле увековечена в названиях улиц Москвы, Новосибирска и даже в названии кратера, расположенного на Луне.