[an error occurred while processing the directive]

Филолай из кротона - учение о числах, мире и душе

Филолай из Кротона (V в. до н. э.) – древнегреческий философ, астроном и математик, представитель пифагорейской школы философии, автор трактата «О природе». О его биографии сохранилось очень мало достоверных сведений. Считается, что он был первым, кто перенес идеи Пифагора на бумагу и высказал идею о том, что Земля вращается.

Филолай из Кротона

Биографические данные

Местом рождения Филолая (греч. Φιλόλαος, лат. Philolaus) считается город Кротон, расположенный на юге современной Италии, а предположительными годами его жизни исследователи называют 470-385 гг. до н.э. Учителем Филолая был Лисид Тарентский, который в юности был слушателем Пифагора. Филолай известен потомкам, как один из самых заметных сторонников пифагорейской школы философии. Его учениками называют Архита Тарентского, Экфанта и Гикета из Сиракуз, Ксенофила из Халкиды, уроженцев Флиунта – Фантона, Диокла, Эхекрата и Полимнеста, а также сократовцев Кебета и Симмия.

Около 450 г. до н.э. произошел так называемый разгром пифагорейского союза, сопровождавшийся в Кротоне кровавыми мятежами народных масс. Как и многим другим пифагорейцам, Филолаю пришлось бежать от преследования в континентальную Грецию. Он обосновался в Фивах, где затем в течение долгого времени жил и имел множество слушателей-учеников. К концу жизни философ вернулся в родной город. Согласно некоторым данным, Филолаю удалось достичь высокого положения в Кротоне, но в итоге он был убит своими политическими врагами.

Философский трактат «О природе»

Многие исследователи сходятся во мнении, что Филолай из Кротона был первым, изложившим идеи своей философской школы в письменной форме. До этого взгляды пифагорейцев распространялись только устно. Трактат Филолая «О природе» написан на дорическом наречии, и представляет собой один из важнейших источников по раннему пифагореизму. Книга дошла до потомков не целиком, но в виде отдельных крупных фрагментов, споры о подлинности которых продолжались в ученых кругах достаточно долго. В результате часть сочинения была признана аутентичной, а некоторые фрагменты – имеющими так называемый псевдопифагорейский характер. Трактат «О природе» состоит из трех книг, в которых Филолай касается сразу нескольких областей знаний.

Книга I – «О космосе» (греч. Περί κόσμου)

Здесь Филолай рисует свою систему мира, первоначалами которого он считал безграничные и ограничивающие элементы. Сосуществование беспредельного и предела возможно благодаря третьему элементу – гармонии. Из соединения трех составляющих в единое целое образован космос и все в нем существующее. Согласно Филолаю, гармония – есть принцип, лежащий в основе мироздания.

Пифагорейцы представляли себе строение Вселенной следующим образом. Центром всего является «связь и мера природы» - незатухающий первозданный Огонь, имеющий множество имен: Гестия, Алтарь, Дом Зевса, Мать Богов, Очаг Вселенной и т.д. Вокруг него по кругу движутся Солнце, Луна, Земля, а также 5 планет, о которых люди знали уже в античности – Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий. Замыкающая сфера состоит из неподвижных звезд и являет собой Объемлющий огонь. Согласно Филолаю, между Землей и Гестией расположена некая Антиземля. Это небесное тело было придумано и введено пифагорейцами в их систему мира для объяснения большей частотности лунных затмений по сравнению с солнечными.

Чем ближе расположение небесного тела к центру, тем быстрее его вращение. Так, Земля делает полный круг за 24 часа (объяснение смене ночи и дня), а Луна за 30 дней (поэтому лунный день в 15 раз длиннее земного) и т.д. Луна считалась обитаемой и признавалась отдельной планетой, а не спутником Земли. Пифагорейцы считали Солнце стекловидным и отражающим – «заимствующим» – свой свет от Гестии. Тот факт, что Центральный Огонь и Антиземля не видны с Земли объяснялся тем, что люди живут на полушарии, которое обращено в другую сторону.

Несмотря на множество недостатков, подобная теория о строении Вселенной сыграла важную роль в дальнейшем развитии науки астрономии: в ней впервые была допущена мысль о вращении Земли.

Книга II – «О числе» (греч. Περί φύσεως)

Раскрытое здесь пифагорейское учение о числе объясняет суть вселенской гармонии. Согласно Филолаю, гармония – это числовая пропорция. Точно так же имеет свое число и все остальное, что человек способен познать. Все сущее постигается через числа, и числа владеют вещами. Главный принцип: из простого возникает сложное. Каждому арифметическому числу Филолай придавал не только геометрические, но и физические качества (цвет, форму, характер и т.п.). Воплощением совершенства, завершенности, полноты бытия считалась декада – неслучайно именно 10 небесных тел насчитывает система мира, описанная философом.

Книга III – «О душе» (греч. Περί ψυχής)

Пифагорейская школа философии исповедовала идею о бессмертии души, которая в течение земной жизни заключена в тело, будто в темницу и стремится из нее освободиться. Вслед за Алкмеоном Кротонским Филолай высказывает мысль, что мозг является центром сознания, а разум, способный созерцать природу и родственный ей, выступает для философа критерием истины. Согласно Филолаю, истинно все то, что существует «не по установлению, а по природе».

В своем сочинении Филолай также рассуждает о медицине, геометрии и других точных науках. По мнению Аристотеля, в трактате Филолай излагает не свои собственные мысли, а общие идеи, относящиеся к пифагорейской школе философии.

Статьи по теме

Пифагор - философ и математик

Аристотель - математика в философии

Сократ - самый знаменитый мудрец древности

 

 

Калькулятор онлайн