Михаил Васильевич Остроградский – это математик с мировым именем, который работал в сфере междисциплинарного взаимодействия, выходя за пределы собственно математики. Сферой его интересов было сразу несколько теоретических отраслей, в числе которых – математическая физика, механика, теория вероятностей и др. - он сумел продолжить научные изыскания и вывести их на новый уровень.
Михаил Васильевич Остроградский (12 (24) сентября 1801 – 20 декабря 1861 (1 января 1862)) - профессор, академик. Он родился на Полтавщине в деревне Пашенной Кобелякского уезда, которой по праву дворянства владел его отец. В возрасте 9 лет мальчика отдали в пансион при полтавской гимназии, и одновременно он был записан как числящийся губернским регистратором по месту жительства.
Старательным и ответственным по отношению к учебе будущего профессора сложно назвать, это был активный и не лишенный остроумия мальчик. Позже родители забрали его, чтобы подготовить к харьковскому университету, и летом 1816 года он стал вольнослушателем. С 1817 года он учится на физико-математическом отделении, а через два года, на основании заявления о намерении заняться военным делом, Остроградскому выдан аттестат о прохождении университетского курса. Хотя позже Остроградский вновь стал студентом, чтобы углубить познания в сфере прикладной математики.
Студент проявил себя с самой лучшей стороны в учебе. Благодаря преподавателям А. Ф. Павловскому и Т. Ф. Осиповскому, у молодого человека проснулся неподдельный интерес к математике. Хотя это не помогло получить кандидатский диплом, минуя специальный экзамен – Остроградский был известен университетскому начальству как приверженец антирелигиозных настроений. Молодой человек не стал держать экзамен и продолжил учебу в Париже – там он оказался с 1822 года.
Несмотря на скудность подробных сведений о парижском периоде, можно предположить, что это было подлинное увлечение математикой: лекции О. Коши, П. Лапласа, Ж. Фурье и иных представителей парижской профессуры из Collège de France и Сорбонны захватывали и увлекали. Своего учителя О. Коши Остроградский иногда посвящал в собственные изыскания и заслужил профессорское поощрение. Молодой математик был дружен со Штурмом, с Пуассоном, ему покровительствовал Фурье.
И вот 6 ноября 1826 года члены Парижской Академии Наук рассматривают впервые вынесенное на широкий суд исследование Остроградского, посвященное волновым движениям в цилиндрической емкости. Оно стало доказательством вовлеченности молодого человека в науку и показателем его высокой компетентности. В этом же году ученый стал преподавать математику в коллеже Генриха IV.
В ноябре 1827 г. он покидает Францию и, послушный отцовской воле, едет в Петербург, чтобы там ознакомить со своими исследованиями академические круги. С течением времени вокруг Остроградского собирается круг тех, кто интересуется математикой – его лекции помогали разобраться в высшем анализе. Харизма лектора была столь привлекательной, что, невзирая на сравнительно малый опыт научных изысканий, его выбрали адъюнктом по прикладной математике в Петербургской Академии Наук. Произошло это 17 декабря 1828 года. И этот момент можно считать ключевым в его карьере: спустя 2 года Остроградский получил звание экстраординарного академика, а еще через год - ординарного.
Остроградский регулярно публиковал научные статьи в академических изданиях. А благодаря этому имя ученого стало известно и за рубежом – его сделали почетным членом академий Турина, Рима и других академий Европы, а также академии США. В 1856 году он оказался членом-корреспондентом Парижской Академии Наук, что принесло, конечно, огромную радость, ведь его восхищение перед французской профессурой сохранилось на многие годы. Остроградский стал также почетным доктором Гельсингфорского университета.
Не меньшее, а может, и большее внимание Остроградский уделял и собственно преподавательской активности. Он работал в ряде учебных заведений, среди которых Морской Кадетский Корпус (с 1828), Институт путей сообщения (с 1830), Педагогический институт (с 1832), Инженерное училище (с 1840), Артиллерийское училище (с 1841). Это обеспечило подлинный триумф в академической среде и за ее пределами. Помимо прочего, Остроградский вел публичные курсы, несомненно, добавлявшие ему популярности. Ораторское мастерство Остроградского было непревзойденным: лектор импровизировал, шутил, включал в обсуждение темы, не имеющие прямого касательства к заявленным. Остроградский стремился в максимально простой форме объяснить сложные аспекты научного знания.
С 1847 года Остроградский приглашается администрацией средних военно-учебных заведений для участия в собраниях комиссии, анализировавшей методику преподавания математических дисциплин, для председательства в экзаменационных комиссиях, принятия пробных уроков у будущих учителей. Однако, при всем неравнодушии и огромном интересе Остроградского к специфике преподавания, его собственные методические разработки остались невостребованными – их сложно было применить к реальным условиям обучения.
Умер ученый в Полтаве, 20 декабря 1861.
Сфера интересов Остроградского чрезвычайно широка, она включает следующие вопросы:
Кроме этого, Остроградский рецензировал научные сочинения, представленные в Академию наук на соискание Демидовских премий.
Популяризация математики была одним из основных интересов Остроградского, поэтому не только во время лекционных выступлений, но и в личной переписке, в научно-популярных статьях, изданных журналами для широкой читательской аудитории, ученый стремился в упрощенной форме дать представление о принципах динамики, о дифференциальных уравнениях, об анализе геометрических бесконечно малых, о физической механике, о маятнике и о многом другом.
Разработки Остроградского, связанные с интегрированием уравнений динамики, оказались значимыми для Н. Д. Брашмана и Н. Е. Жуковского. Среди учеников Остроградского были такие крупные исследователи, как И. А. Вышнеградский, Н. П. Петров, Д. И. Журавский, И. П. Колонг и др. Теоремы и формулы Остроградского с успехом используются в лекционных курсах, он опубликовал ряд учебных пособий по геометрии, небесной механике, тригонометрии и др. Идеи Остроградского легли в основу методических разработок, и сегодня работа высшей школы сформирована в том числе и благодаря Остроградскому, крупнейшему педагогу-практику 19 века.