Система познания окружающего мира, разработанная Аристотелем, явилась вершиной всего древнего мышления по обширности и степени логического обоснования. Его исследования, ставшие основой для появления и развития таких современных наук, как логика, эстетика, этика, актуальны и сегодня.
Родиной Аристотеля считается греческая колония Стагир, расположенная вблизи с Афонской горой. Именно поэтому в будущем философа нередко называли Стагирит. Он появился на свет в 384 г. до н.э. в благородной семье лекаря, где искусство врачевания передавалось от отца к сыну на протяжении нескольких поколений. По дошедшим до нас сведениям мать звали Фестида. Его отец, состоявший на должности придворного врача при царском дворе Аминты III, был первым учителем Аристотеля в вопросах медицины и философии.
Интересно, что еще ребенком, будущий мыслитель знакомится с Филиппом, через некоторое время ставшим отцом Александра Македонского. Этот факт оказал существенное влияние на его последующее назначение воспитателем Александра.
369 год до н.э. ознаменовался тяжелыми испытаниями для Аристотеля. В этот период умирают его родители, и опекунство над ним поручается Проксену. Богатое наследство, оставленное отцом, позволяет юному философу продолжать образование. Для этого наставник не жалел средств, Аристотелю покупались редкие книги, научные трактаты, которые в то время были очень дорогими.
Под его же руководством мыслитель изучает растительный и животный мир, что стало предпосылкой для будущего создания им таких серьезных работ, как «О возникновении животных» и « О передвижении животных».
Известно, что в 17 лет Аристотель покидает родину и отправляется в азиатский город Атарней, но уже через год, привлеченный славой Платона, переезжает в Афины. Там он увлекается его философскими воззрениями, посещает лекции и углубленно изучает труды и сочинения.
Однако уже через несколько лет Аристотель вырабатывает свое собственное мировоззрение, отличное от точки зрения наставника. Многие исследователи полагают, что между ними на этой почве наметился раздор, и даже высказывают предположения о неблагодарности ученика к своему учителю. Но факты говорят об ином, литературная полемика Аристотеля против Платона выдержана в почтительном и уважительном тоне.
В частности критике подверглась теория об идеях, это отразилось в трудах Аристотеля «О благе» и «О философии». Платон полагал, что между идеями и вещами не существуют какой-либо зависимости, при помощи идей можно понять суть вещей, и они являются их образом. Аристотель напротив, считал, что идеи и вещи не должны отделяться друг от друга, идеи лишь копии осязаемых вещей и их содержание тождественно.
В своих трудах «Политика» и «Афинская полития» он пишет об утопичности конструкции идеального государства Платона. По его мнению, общность жен, детей и быта в конечном итоге приведет к уничтожению государства. Сам он являлся активным сторонником частной собственности, индивидуализма, моногамных отношений и поддерживал идеи рабства.
Хотя у философов имелись значительные расхождения во взглядах, в своих сочинениях Аристотель отзывается с исключительным уважением об учителе, преклоняясь перед его научным авторитетом.
После смерти Платона в 347 году до н.э. он немедленно перебирается в Атарней, где ему покровительствовал местный правитель Гермий. После его свержения в результате переворота Аристотель берет в жены царскую приемную дочь Пифиаду и переезжает с ней в Митилины. В браке у них рождается дочь, названная в честь матери Пифиадой.
Через четыре года он приглашается царем Филиппом ко двору для воспитания сына Александра, которому на тот момент исполняется 13 лет. Его влияние на молодого наследника было чрезвычайно высоко, философ вдохнул в него дух благородства, грандиозных политических свершений, подвигов, а также привил любовь к наукам и искусству, которым в дальнейшем Александр Македонский покровительствовал до конца своих дней.
Интересен тот факт, что царь Филипп в знак благодарности практически заново отстроил разрушенную Стагиру и неоднократно помогал ученому в исследованиях. В честь этого события жители города каждый год праздновали праздник, получивший название «Аристотелии». Александр также с большим интересом относился к научной деятельности философа. Так, например, он выделил для него значительную денежную сумму из царской казны, а также предоставил в полное распоряжение около трех тысяч человек для поисков необходимых животных и растений. Результатом этой масштабной исследовательской работы стал научный трактат «Об истории животных».
С приходом Александра к власти их отношения постепенно ухудшались, в частности из-за его завоевательной политики в отношении других стран. Полный разрыв наступил после того, как по царскому указу был казнен племянник философа Каллисфен, ставший жертвой ложного обвинения в покушении на правителя.
В 335 году до н.э. Аристотель вновь поселяется в Афинах и учреждает собственную философскую школу Ликей, называемую также «перипатетической», что в переводе означает «прогуливаться», «прохаживаться». Такое название она получила благодаря обыкновению философа читать лекции во время прогулки со своими студентами. Первую половину дня мыслитель неизменно посвящал научным занятиям вместе с избранными учениками, после обеда он читал «экзотерические лекции», которые мог слушать любой желающий.
Всю совокупность знаний, известных человечеству, Аристотель подразделял на три категории: теоретическую (физика и метафизика), целью которой является знание ради знания, практическую (этика и политика) и поэтическую (творчество). В этой связи большую известность получило его учение о четырех причинах (первоначалах) в трактате «Метафизика». По его мнению, это неуничтожимая материя, форма, созданная Богом, производящая причина, характеризующая момент появления вещи и конечная цель. При этом высшей целью является благо, а абсолютное начало всего Бог.
Некоторые исследователи полагают, что многие из дошедших до нас сочинений Аристотеля, на самом деле первоначально являлись отдельными лекциями, собранными воедино учениками и издателями уже после его смерти.
Традиционно их принято делить на четыре тематические группы. К первой относятся трактаты по логике, объединенные в своде Органон. Самые известные из них «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». Аристотель считается основоположником логики, большинство введенных им определений и категорий активно используются современной наукой.
Вторая группа – это физические трактаты: «О небе», «Физика», труды о животных. Третья - знаменитая «Метафизика», состоящая из многочисленных лекций, большинство из которых составлено в афинский период. И заключительная группа работ, посвященная этике и политике.
Период работы в Афинах является одним из самых плодотворных в научной деятельности Аристотеля, однако афиняне, выступающие за независимость от Македонии, во влиятельном мыслителе, видели угрозу своим идеям. В результате сильного политического давления Аристотель в возрасте 62 – х лет вынужден был уехать из Афин. При этом он нередко говорил, подразумевая казнь Сократа, что оставил город, чтобы избавить жителей от еще одного преступления против философии.
Он основался в Халкиде на острове Эвбея, где продолжал исследования вместе с последовавшими за ним учениками. Существует легенда, согласно, которой Аристотель, стремясь все свободное время посвящать науке, даже спать ложился с изготовленным из бронзы шаром, чтобы просыпаться при звуке его падения и продолжать работать.
Всего через несколько месяцев после переезда в 322 г. до н.э. философ заболел и умер. Перед смертью он поручил руководство школой Ф.Эрезийскому, ему же завещал и уникальную библиотеку.