[an error occurred while processing the directive]

Диоген Лаэртский - историк и биограф, не оставивший ни слова о самом себе

Диоген Лаэртский: историк и биограф, не оставивший ни слова о самом себе

Не сохранилось ни одного достоверного факта о происхождении, жизни и смерти Диогена Лаэртского (греч. Διογένης ὁ Λαέρτιος, лат. Diogenes Laertius). Исходя из имени, исследователи сделали предположение, что его родиной был киликийский город Лаэрта. Ориентировочное время жизни Диогена (конец II в. — начало III в. н. э.) было определено на основании того, что в своем сочинении он упоминает Секста Эмпирика, жившего во II в., а его самого уже в VI в. цитирует Стефан Византийский. Не существует единого мнения по поводу верного произношения имени Диогена. В русской транскрипции оно встречается в двух вариантах: Диоген Лаэртский и Диоген Лаэрций. Также неизвестно, является оно настоящим именем античного ученого или же его прозвищем.

Широкую известность как историк философии и писатель античности Диоген Лаэртский получил благодаря своему монументальному трактату, состоящему из 10 книг и содержащему бесценные для потомков сведения о многих древнегреческих мыслителях. В разных источниках название этого сочинения передается по-разному: «Жизнеописания софистов», «История философии», «Жизнь и мнения знаменитых философов» и т.д.

Структура исторического трактата Диогена

В I книге Диоген описывает учения так называемых семи мудрецов (Фалес, Солон, Биант и др.) – философов и политиков, живших в VII—VI вв. до н. э. и особенно чтимых древними греками.

Книга II рассказывает об Анаксимандре Милетском, Анаксагоре и других сторонниках ионийской школы философии, а также о Сократе и его последователях. Упоминается математик Евклид, основатель гедонистической школы Аристипп и другие мыслители.

Книга III полностью посвящена Платону. Приведены биографические сведения о философе, цитируются его сочинения, раскрывается суть платоновского учения.

В IV книге Диоген подробно рассказывает об Ксенократе, Полемоне, Клитомахе, Аркесилае, Карнеаде и других учениках знаменитой Платоновской Академии.

Книга V описывает жизнь и учение Аристотеля, его ближайшего ученика Феофаста, Деметрия Фалерского, Гераклида Понтийского и других последователей аристотелевской школы.

Книга VI раскрывает суть кинической школы философии, рассказывает о жизни ее основателя Антисфена, а также его слушателей и последователей. В частности, упоминаются Диоген Синопский, Онесикрит, Метрокл, Кратет, жена его Гиппархия и др.

Книга VII посвящена стоической школе. Здесь говорится об основоположнике стоицизма Зеноне Китийском, его ученике Аристоне Хиосском, Хрисиппе и других античных стоиках.

В книге VIII автор рассказывает о жизни и идеях Пифагора. Упомянут Эмпедокл, Филолай, Евдокс и другие философы пифагорейцы.

Книга IX говорит о Гераклите Эфесском, о представителях элейской школы (Ксенофан, Парменид и др.), о сторонниках материалистической философии (Левкипп, Демокрит и др.), о софисте Протагоре и о скептиках (Пиррон, Тимон).

Заключительная X книга полностью посвящена Эпикуру. Рассказывается о его жизни и основных философских идеях, приведены письма Эпикура к Геродоту, Пифоклу и Менею, а также цитаты из его «Главных мыслей».

Энциклопедия античной жизни

Исследования «Жизнеописаний софистов» все еще продолжаются. Многие современные ученые относятся к этому произведению достаточно критически. По сути, трактат Диогена Лаэртского – это довольно беспорядочная компиляция, собрание разрозненного историко-философского материала в единое целое. Изложение ведется без критики: Диоген выступает в качестве беспристрастного историка, не имеющего собственных философских взглядов. При этом он не стремится к фактической достоверности историко-философских данных, и не ставит себе задачу систематизировать материал с хронологической точки зрения.

Полное отсутствие точных данных о самом авторе, делает почти невозможным установление источников, из которых он мог брать материал для своей работы. Историческая ценность разных книг трактата неравномерна: на каких-то философах автор останавливается подробно, а о каких-то упоминает лишь вскользь. Периодически Диоген делает ссылки на источники, многие из которых достаточно авторитетны, но иногда указанные сведения не подтверждены совершенно ничем. Это создает в тексте множество противоречий и неясностей, которые, кажется, совсем не беспокоят автора.

Наряду с важными историческими данными, в сочинении встречается множество анекдотов и пикантных подробностей о жизни философов, не относящихся к делу «лирических отступлений», остроумных высказываний ради красного словца и легенд, не имеющих ничего общего с реальностью. Рассказ о каждом из античных деятелей Диоген Лаэртский сопровождает эпиграммой собственного сочинения.

Несмотря на множество неподтвержденных данных и отсутствие систематичности, произведение Диогена Лаэртского представляет собой ценный памятник античной литературы. Это сочинение полностью отражает дух тех времен, стиль мышления древних греков, манеру авторов эллинистического периода, для которых была характерна пестрота, непосредственность, живость подачи материала. С точки зрения истории греческой философии, трактат Диогена содержит уникальные сведения, которых нет больше ни у одного автора.

Статьи по теме

Секст Эмпирик - последний из скептиков

Фалес Милетский - имя, известное всем

Сократ - самый знаменитый мудрец древности

Евклид и его «Начала»

Платон: философ и математик из царского рода

Аристотель - математика в философии

Пифагор - философ и математик

Филолай

Евдокс Книдский - поклонник гармонии и соразмерности

Демокрит - жизнь без случайностей

Эпикур